… Алексей Иванников творит в редком жанре философского романа. Его великие предшественники – Кафка и Оруэлл – стали пророками XX века. Кто станет пророком XXI века?
Я прочитал роман Иванникова «Расследование» и повесть «Крыса». Думаю, что это интересно. Повесть понравилась мне больше, чем роман. Она более оригинальна, предметна, иронична.
Среди эпидемии детективов и порнографии, охватившей нашу беззащитную литературу, философский роман высится одиноко и печально, как нищий мудрец средь кишащего базара.
Готов ли наш автор к судьбе такого персонажа на нашем тлетворном литературном рынке?
Во всяком
случае, я желаю ему мужества и вдохновенных трудов…
В советские времена молодым авторам было трудно пробиться на страницы толстых журналов во многом потому, что не слишком просторное пространство литературно-художественной периодики было достаточно прочно оккупировано официально признанным литературным истеблишментом. Тем более это относилось к издательствам.
Сейчас ситуация как будто бы изменилась – возможностей для печатания во много раз больше, в составе множества публикующихся ныне авторов доля истеблишмента многократно уменьшилась, и новые имена на страницах соответствующих изданий мелькают ежемесячно и в немалом количестве. А между тем действительно талантливому, серьезному молодому автору пробиться к читателю по-прежнему нелегко – и даже, может быть, труднее, чем раньше. Причем вовсе не из-за справедливой конкуренции – таланты как раньше, так и сегодня встречаются не так уж часто. Но кого, скажите, в наше время повальной постмодернистской игры, стилевых головоломок, завлекательных (но пустых) сюрреалистических сюжетных и прочих заморочек, пользующихся спросом у читательской попсы, на которую ориентируется подавляющее большинство периодических и книжных изданий, может заинтересовать, например, «скучная» психологическая повесть о маленьком мальчике, в сдвинутом, болезненном мире которого ничего существенного вроде бы даже и не происходит за те два дня, которые описаны в повести, и вообще нет здесь ни какой-либо сюжетной завлекательности, ни экстравагантной, броской образности, ни стилевых изысков – просто тщательно прослеженный и воспроизведенный печальный поток детского сознания, одинокого и смиренного, ко всему привыкшего, все принимающего в той своей юной старческой умудренности, которая приходит к ребенку, уже познавшему, что жизнь – вещь непростая, достаточно жестокая при всей возможной доброте окружающих и всегда подстерегающая неизбежным человечески одиночеством?.. Какой коммерческий профит принесет такая вещь издателю, какой невероятный всплеск читательского интереса может она обещать?.. А между тем это (речь идет о повести Алексея Иванникова «Два дня весны») – настоящая, талантливая, многослойная в своем духовном, психологическом и даже символическом содержании русская проза, созвучная лучшим традициям как русской классики, так и серьезного зарубежного модерна XX века. В ней есть и настоящий, живой, берущий за сердце трепет живой жизни, и глубина, и достаточно высокое уже стилевое мастерство.
Именно поэтому «Континент» и принял эту вещь к публикации в одном из ближайших номеров. Надеюсь, что это поможет молодому автору обратить нас себя внимание и других издателей.
Игорь Виноградов,
Главный редактор журнала «Континент»,
Академик Европейской Академии и Академии
Современной Российской Словесности